В свои пять Саша отлично складывает в уме и читает толстые книжки. Но совсем не понимает и не чувствует чужого настроения, может обидеть и не заметить этого, не вовремя пошутить или без повода обидеться сам. В чём дело?
В таких случаях говорят о низком эмоциональном интеллекте. Этот тип интеллекта помогает понимать эмоции другого человека, распознавать его намерения, мотивацию, и как следствие – выстроить хорошие отношения.
Уровни эмоционального интеллекта
Важно понимать не только чужие эмоции, но и, в первую очередь, свои. Это не так легко, как может показаться.
- Низкий уровень эмоционального интеллекта. Среди эмоций преобладают вина, гнев, недовольство собой и окружающими. При этом человек не в состоянии распутать клубок своих чувств, вычленить причину плохого настроения. Он воспринимает всё комплексно, как единый блок негатива. У такого взрослого или ребёнка нередко развивается тревожность, мир кажется ему враждебным.
- Средний уровень эмоционального интеллекта. Человек умеет управлять своими эмоциями. Например, если из-за ливня отменяется поход в зоопарк, малыш преодолевает обиду и с удовольствием играет в предложенную игру – у него всё в порядке с эмоциональным интеллектом. Если же он упорно страдает и не соглашается на другие активности взамен, над эмоциональным интеллектом нужно работать.
- Высший уровень эмоционального интеллекта. Он доступен, пожалуй, только философам. На этом уровне человек наблюдает за своими эмоциями, но не поддаётся им. Он легко садится на диету, бросает курить, начинает бегать по утрам или учить иностранный язык по самоучителю. Человеку с высоким эмоциональным интеллектом несложно справляться с ленью, стрессом или другими эмоциями, ведь они не захватывают его полностью.
Как его развить?
Умение понимать чужое и своё собственное настроение формируется в дошкольном возрасте. Некоторые дети чутко «ловят» настрой родителей, без лишних слов чувствуют, например, что папа недоволен шумом. Как правило, такие дети могут менять своё поведение в зависимости от эмоций взрослых.
Но есть и те, кто с трудом осознаёт, каково сейчас другому: весело, грустно, стыдно. Их нужно учить. В этом помогает эмоциональное общение с близкими людьми. Очень важно, чтобы родители и совместно проживающие взрослые проявляли эмоции, проговаривали их и их последствия.
Это непросто, но для ребёнка намного полезнее, если мама не просто велит сидеть тихо, а зайдёт в комнату и скажет: «Я устала и расстроена, у меня был тяжелый день и я хочу посидеть в тишине с чашкой чая, чтобы прийти в себя».
Хорошо, если родители периодически смогут демонстрировать и называть как можно больше эмоций у себя и чада. Если они люди сдержанные и не склонные к проявлению чувств, поможет любая театральная студия. А для подростков и взрослых существует групповая психотерапия, направленная на развитие эмоционального интеллекта.
Спасибо большое центру Астарта, он помог мне с семейными проблемами. В последние дни мне даже не хотелось уезжать. Только были бы там гантели побольше, было бы вообще супер
Выражаем огромную благодарность от всей нашей большой семьи всему коллективу. За понимание и ответственное отношение к нашим деткам. Желаем всех благ и здоровья и успехов в жизни и на работе.
Выражаю благодарность всем сотрудникам СРЦН "Астарта" за гостеприимный прием и оказание помощи моему сыну Георгию. Несмотря на поздний визит сотрудники встретили меня приветливо, с улыбкой. Спасибо им большое!
Выражаю свою благодарность сотрудникам "Астарты" за помощь в воспитании и обучении моей дочери Александры, а так же, что не оставили мою семью в трудную минуту. Спасибо за все.
Хочу выразить благодарность сотрудникам Центра "Астарта" за внимание и заботу о детях. Всем желаю успехов и всего самого хорошего.
Я, Кириллова Н.А. мать ребенка-инвалида думала, что осталась со своей проблемой один на один, но благодаря Божьей помощи оказалась в реабилитационном центре «Астарта», где нам очень помогли, помогают и надеюсь, будут помогать и дальше. Мой мальчик заговорил! Стал помогать по дому! А 1 сентября пошел в школу! Первым, кто помог нам, была Григорьева Светлана Александровна. Спасибо ей и всему коллективу центра. Счастья, здоровья, благополучия Вам и вашим семьям.
Уважаемая Антонина Николаевна! Спасибо большое за высокую оценку нашего труда! Очень приятно работать в команде единомышленников! Всегда открыты для сотрудничества)
Добрый день, уважаемые коллеги! Коллектив МБОУ средней общеобразовательной школы №2 города Руза выражает огромную благодарность специалистам вашего учреждения за плодотворное взаимодействие в интересах наших детей. Отдельное спасибо за методическую помощь в организации работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ваш опыт по методике мозжечковой стимуляции бесценен, эффект не заставил себя долго ждать! Спасибо от педагогов и родителей!