Родителям
Никому из взрослых не нравится, когда дети скандалят, кричат и плачут. Но не все задумываются над тем, что за каждым таким «капризом» стоит реальное переживание, с которым ребенку нелегко справиться. Как мы можем ему помочь?
Способ адаптации
До определенного возраста дети не способны справляться со своими эмоциями. Поэтому не удивительно, что когда они расстроены, то часто ведут себя «плохо». Способность к саморегуляции появляется постепенно, но насколько она будет развита у конкретного ребенка, зависит от того, какой пример переживания сильных чувств ему подают старшие и насколько они могут помочь ему пережить его сильные чувства.
Горе большое и маленькое
Многое из того, что нам, взрослым, кажется ерундой, для ребенка имеет большое значение. Поэтому он может, например, очень сильно расстроиться, когда:
его уводят с детской площадки в тот момент, когда он увлечен игрой с другими детьми;
он не может получить то, что ему очень хочется, например, игрушку или конфету;
хочет посмотреть мультик, но ему не разрешают и велят ложиться спать.
Подобные ситуации можно долго перечислять. Они случаются довольно часто, и это хорошо, потому что они помогают ребенку на выносимом уровне встречаться с неизбежными в жизни потерями, понемногу научаясь справляться с ними и продолжать жить дальше.
Однако в современном мире, утратившем «культуру горевания», даже самое маленькое горе вызывает у людей протест. Оно бессознательно ассоциируется с чем-то ужасным, чего «не должно быть». Это усиливается повышенным чувством ответственности у современных родителей, верящих в свою обязанность сделать жизнь ребенка счастливой и безоблачной. Кроме того, они обычно несут груз своих непрожитых в детстве обид.
Вследствие всего этого нынешние взрослые при встрече с отрицательными детскими эмоциями часто теряются, чувствуют вину и сильную тревогу. Не удивительно, что думают они при этом лишь о том, как «этот кошмар» немедленно прекратить, и в результате совершают много лишних и неправильных действий.
Как вести себя взрослым
Переживание огорчения проходит те же фазы, что и проживание горя: отрицание – бунт – печаль – принятие потери. Чтобы вернулось равновесие, каждая из этих фаз должна завершиться естественным образом.
Ребенку здесь необходима поддержка внимательного взрослого, понимающего, как действовать на каждом из этих этапов.
Отрицание.
Ребенок может игнорировать ваш призыв или указание (идти домой, закончить игру, вернуть понравившуюся игрушку владельцу). Он услышит вас скорее, если вы сначала установите с ним контакт: подойдете, посмотрите в глаза (возможно, для этого понадобится опуститься на корточки), улыбнетесь и лишь потом дружелюбным тоном сообщите то, что собирались сказать. Помните об этом правиле всякий раз, когда хотите донести до ребенка что-то важное.
Бунт.
Ребенок яростно протестует. В первую очередь убедитесь, что вы сами спокойны. Затем дайте ребенку возможность понять, что с ним происходит, назвав его чувства: «Тебе так не хочется уходить, и ты расстроен», «Ты хочешь еще поиграть, и тебе досадно, что тебя прервали», «Тебе очень понравилась эта игрушка, и обидно, что ее нельзя взять с собой».
Это не будет означать разрешения остаться или взять игрушку, но донесет до ребенка самое главное: вы видите его чувства, признаете их право на существование и принимаете их. Хорошо выразить и свое сожаление – так ребенок почувствует вашу с ним солидарность: «МНЕ ЖАЛЬ, но МЫ не можем взять эту игрушку». Не пытайтесь его утешить или отвлечь.
Если ребенок скандалит долго, держитесь до конца, не срываясь и не идя на уступки. Единственное, что от вас требуется – это ваше спокойное и принимающее присутствие. Оно сообщит ребенку уверенность в том, что от случившегося огорчения ничего страшного не произойдет и жизнь продолжится.
Иначе он станет в будущем любую потерю воспринимать как катастрофу.
Наблюдая внимательно, можно заметить, что в какой-то момент тон плача меняется – это значит, что гнев закончился и наступила фаза печали.
Печаль.
Когда ребенок перестал злиться и начал горевать по поводу случившегося, увещевать его тоже еще рано. Сейчас от вас нужны только любящие объятия, в которых можно как следует выплакаться. Иногда взрослым трудно сохранять серьезность, если малыш сильно переживает по совсем уж незначительному поводу, но тут важно следить за собой: если вы вдруг засмеетесь, ребенок воспримет это как предательство.
Принятие.
Прожив свои чувства в объятиях близкого человека, можно, наконец, успокоиться. Знаком окончания переживания служат глубокие вдох и выдох всем телом.
После этого ребенок часто сам начинает предлагать утешительные варианты выхода из положения – это намного лучше, чем когда их преждевременно предлагают взрослые. Придя в равновесие, он обычно высвобождается от объятий родителей или переводит разговор на другую тему.
Автор: Ирина Лесскис, психолог
Авторское право © 2013, Nutrition Consultants. Все Права Защищены.
Спасибо большое центру Астарта, он помог мне с семейными проблемами. В последние дни мне даже не хотелось уезжать. Только были бы там гантели побольше, было бы вообще супер
Выражаем огромную благодарность от всей нашей большой семьи всему коллективу. За понимание и ответственное отношение к нашим деткам. Желаем всех благ и здоровья и успехов в жизни и на работе.
Выражаю благодарность всем сотрудникам СРЦН "Астарта" за гостеприимный прием и оказание помощи моему сыну Георгию. Несмотря на поздний визит сотрудники встретили меня приветливо, с улыбкой. Спасибо им большое!
Выражаю свою благодарность сотрудникам "Астарты" за помощь в воспитании и обучении моей дочери Александры, а так же, что не оставили мою семью в трудную минуту. Спасибо за все.
Хочу выразить благодарность сотрудникам Центра "Астарта" за внимание и заботу о детях. Всем желаю успехов и всего самого хорошего.
Я, Кириллова Н.А. мать ребенка-инвалида думала, что осталась со своей проблемой один на один, но благодаря Божьей помощи оказалась в реабилитационном центре «Астарта», где нам очень помогли, помогают и надеюсь, будут помогать и дальше. Мой мальчик заговорил! Стал помогать по дому! А 1 сентября пошел в школу! Первым, кто помог нам, была Григорьева Светлана Александровна. Спасибо ей и всему коллективу центра. Счастья, здоровья, благополучия Вам и вашим семьям.
Уважаемая Антонина Николаевна! Спасибо большое за высокую оценку нашего труда! Очень приятно работать в команде единомышленников! Всегда открыты для сотрудничества)
Добрый день, уважаемые коллеги! Коллектив МБОУ средней общеобразовательной школы №2 города Руза выражает огромную благодарность специалистам вашего учреждения за плодотворное взаимодействие в интересах наших детей. Отдельное спасибо за методическую помощь в организации работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ваш опыт по методике мозжечковой стимуляции бесценен, эффект не заставил себя долго ждать! Спасибо от педагогов и родителей!